- Теория государства
- Размышления о сущности государства мы находим в произведениях многих греч. философов, историков и поэтов. Активное участие свободных граждан в жизни государства, многочисл. изменения, происходившие в устройстве и конституциях всех античных государств, а также проблема рабства обусловили необходимость изучения сущности государства. Впервые законч. Т. г. разработал Платон. В соответствии со своим учением о трех частях души (разум, мужество и собственность) он требует (трактат «Государство»), чтобы идеальное государство (первая государств, утопия) состояло из трех классов: философы, облеч. властью, воины-землевладельцы и ремесленники. У Платона можно найти критику совр. ему конституций. Это учение оказало влияние на последующие социальные утопии. В более позднем трактате «Законы» Платон развил учения о государстве, вытекающее не столько из философской теории, сколько из обобщения историч. действительности 4 в. до н. э. Аристотель систематически исследовал 153 действовавших в его время конституции с точки зрения их сущности и истории. Идеальной государств, формой он считал такую, в которой были бы объединены аристократич. и демократич. черты. Вслед за ним этой точки зрения придерживались Панэций и Полибий, которые в свою очередь повлияли на Цицерона. Стоики отстаивали космополитич. идеи, Лукреций создал теорию договора, призванную объяснить возникновение государства. Августин рассматривал историю как борьбу между царством божием и царством сатаны. Античные Т. г., как правило, отражают интересы рабовладельцев.
Словарь античности. — Перевод с немецкого. М.: Прогресс. Лейпцигский Библиографический институт. 1989.